Вторник, 17 февраля, 2026

Приход советской власти: от освобождения Черкасс до распада союза

Освобождение от нацистов, строительство «коммунистического рая» и распад СССР. Для советской власти Черкассы были одним из тысяч городов, которые нужно подогнать к картинке «идеального советского городка». Пусть и провинциального, однако, сил не жалели и на такое гнездышко, что от года освобождения от немецких оккупантов до 60-х было районным центром Киевской области. Тем не менее чиновникам что-то удалось внедрить из задуманного. Наверное, смогли бы и больше, если бы не конец империи. Больше на yes-cherkasy.com.ua.

Как советские войска Черкассы освобождали

Операция по освобождению города происходила, грубо говоря, в несколько волн. Начали с форсирования Днепра, где первая попытка была провальной, советские войска понесли потери и отступили на левый берег. Стоит заметить, что тогда красные уступали оккупантам и в живой силе, и в технической. На четыре дивизии немцев наша сторона могла ответить только одной (если считать максимальное количество – 25 тысяч человек на одну дивизию). В ноябре была вторая попытка пробить линию вражеской обороны, тоже форсируя Днепр. Неся потери личного состава, советским войскам удается выйти на оборонный рубеж Черкасс.

Дальше шли бои за город, в которых нацисты таки отступили. Это были четыре тяжелых штурма, во время которых артиллерийскими обстрелами были уничтожены религиозные сооружения, повреждены административные здания, учебные заведения. После отступления нацистской армии от города почти ничего не осталось. Победа красной армии далась тысячами погибших солдат и гражданского населения. Позднее эту операцию будут называть «Днепровской мясорубкой», но тогда это было примером несгибаемости, который больше радовал высокое советское руководство. 14 декабря 1943 г. стало днем ​​освобождения города из-под оккупации.

Возрождение Черкасс: от 40-х до 60-х

Когда врага вытеснили, в город постепенно возвращалась жизнь. Возобновляли работу предприятия, эвакуированных на восток Украины рабочих начали свозить в Черкассы. Власти взялись за приоритетные задачи: наращивание производства и восстановление жилищного фонда. На всех фронтах черкасцы работали с удвоенной силой и показывали высокие результаты. За перевыполнение плана в 1944 г. черкасский консервный завод получил вторую премию от Народного комитета пищевой промышленности.

В том же году была введена в эксплуатацию первая очередь городской электростанции. Через год после увольнения заработали девять школ, более двухсот студентов вернулись на обучение в отреставрированное здание пединститута. К тому же, за эти 12 месяцев отстроили более 42 с половиной тысяч квадратных метров жилья. Советская пропаганда работала и для продолжения поддержки армии. Поэтому параллельно черкасцы «сбрасывались» на усиление военных формирований. За первые месяцы от освобождения было собрано около 300 тысяч рублей – космические по тем временам средства.

Слишком идеально, как для послевоенных лет. Однако у украинской истории есть черные страницы – Голодомор 1946-47 годов, о чем не любила вспоминать советская власть тогда и современная российская до сих пор. Он задел и центральную часть страны, куда попала и Черкасщина. За право называть это геноцидом украинского населения нам пришлось бороться во времена независимости. Сегодня все цивилизованные страны признали Голодомор умышленным преступлением против всей Украины. Все, кроме россии.

В 50-х годах заработал завод по производству пива и рафинадный, который был восстановлен практически из пепла. Успели построить и предприятия по переработке каучука и механический. Люди в смену выполняли двойную норму. Были и уникальные случаи, где успевали производить восемь норм за рабочий день. Не забывала власть и о культурном развитии трудящихся. Городской театр, несколько клубов и более сорока библиотек охотно принимали посетителей. Напомним, все это активными темпами отстроили и развили почти за две пятилетки.

Большая индустриализация

Феерией индустриализации стало первое химическое предприятие – знаменитое «Химволокно», строительство которого полностью завершили в 64-м. Развитие этой отрасли продолжалось и дальше, за что Черкассы называли «городом химии». Уже в следующем году начали возводить шелковый комбинат – еще один гигант промышленности, который немного продержался после распада союза.

Далее последовал завод азотных удобрений, карбамидов, авторемонтный завод, кожгалантереи, завод по переработке рыбы, молока и производству хлеба. Добавим к этому заводы по производству бытовой химии (знаменитая «Аврора»), вино-перегонный и по производству мясной продукции. И все это только за одну пятилетку, ставшую восьмой за время независимости от немецких оккупантов.

Это был достаточно продуманный ход – увести вредную индустриальную отрасль подальше от крупных городов. Продумано было и обустроить санаторий для пациентов с легочными заболеваниями. Шах и мат, как говорится. Но в этом раю для рабочего класса, где можно было заработать немалые средства за свой неутомимый труд, был один нюанс. Это было время, когда у людей были деньги, но не было возможности их потратить.

Несмотря на перевыполнение планов, магазины города не отличались ассортиментом. Люди занимали очереди на товары быта, мебель и даже продовольствие. Кое-что приходилось ждать месяцами. Так что, гостюя у коллеги или родственника, можно было реально чувствовать себя как дома, потому что дома были такие же советские мебельные гарнитуры, книги и даже обои.

Черкассы в начале развала союза

Первые звоночки антисоветских настроений горожан проявили себя в 1985 году. Тогда на митинг собралось около пяти тысяч человек, но акцию подавили. Более сорока человек арестовали, а позже осудили. Через четыре года черкасец Олег Шевалдин попытался снова напомнить, под каким флагом живет город. Мужчина осмелился развернуть желто-голубой флаг во время парада в честь октябрьской революции. Конечно, нес он его не долго, милиция сразу же «скрутила» нарушителя, а флаг конфисковали и уничтожили.

Этот символ государства еще не раз развевался на различных митингах и акциях протеста, за что участников этого преследовали и наказывали за «использование несанкционированной символики». Но гонения и наказание советской властью не останавливали черкасских патриотов. Менее чем за год до официального распада СССР уже на Театральной площади снова «незаконно» подняли украинский флаг. К такой антисоветской акции были причастны пять парней, а во главе этой команды стоял Михаил Гедз. Еще около трех десятков единомышленников из проукраинских организаций помогали в установке мачты с флагом. И все это посреди белого дня, да еще и на глазах у милиционеров. Уже ночью желто-голубое знамя сорвут по приказу власти.

В январе 91-го эти же активисты поднимут желто-голубое знамя над котельной завода телеграфной аппаратуры. Место выбрали не зря – высота конструкции составляла 90 метров. Действовали ребят ночью. А уже утром за тем, как развивался проукраинский флаг, будут наблюдать жители Юго-Западного микрорайона. Кто-то поддерживал активистов, но были и открыто осуждавшие антисоветскую акцию.

Дождавшись более или менее благоприятных условий для реализации задуманного, сторонники украинской государственности снова установят национальный флаг на Театральной площади. Произойдет это 21 августа 1991 года. Этот флаг уже не смогут сорвать, ведь некому будет отдавать такой приказ. Через несколько дней на внеочередной сессии Верховного совета УССР провозгласят Акт независимости Украины. Государство готовилось к временам, исполненным не только свободы от советщины, но и борьбы за выживание в новых условиях. Но это уже другая история.

.......