Вторник, 1 декабря, 2020

Мнение мэра Черкасс о децентрализации, земельной реформе и городе в целом

Обещания мэра Черкасс: держит ли он свое слово?

До местных выборов осталось всего ничего, и на этом этапе мэрам нужно бы наверстать выполнение своих обещаний. Но не все используют только этот инструмент...

Изменения в черкасской власти рукой бывшего президента Украины

20 ноября 2018 в Черкассах Порошенко представил нового председателя Черкасской ОГА. Как и говорилось в кулуарах, губернаторское кресло получил председатель областного совета Александр Вельбивец....

Анатолий Бондаренко возглавляет Черкассы уже пятый год подряд и утверждает, что привел в порядок инфраструктурно, а на будущее намерен сделать его спортивной и культурной столицей. О «трудности децентрализации» на Черкассчине, повестку дня местных выборов и земельной реформе лауреат общенациональной программы «Человек года-2019» в номинации «Мэр года» рассказал yes-cherkasy.

Процессы децентрализации

Анатолий Бондаренко стал мэром в 2015 году. Именно в это время началась децентрализация. Тогда мэр анализировал все децентрализационных процессы, и обнаружил, что единственным годом, где действительно была децентрализация в полной мере, был 2016 год. Именно в 2016 году органам местного самоуправления передали полномочия льготного проезда. И к финансированию здравоохранения. Но, фактически можно сказать, что и дали средства. Они были небольшие, но больше, чем было нужно городу, чтобы покрывать, в том числе, тот самый льготный проезд.

Что касается 2017-2019 годов, то децентрализационных процессы, включая передачу средств на места, начали тормозиться. Так, полномочия передавались на места — много полномочий во всех отраслях. Однако эти полномочия компенсировались за счет местных налогов и сборов. И, фактически, в 2018 году нам пришлось потратить 550 млн. гривен, в том числе и на расходы, которые не принадлежали к нашему профиля. Это 70 млн. на льготный проезд, 60 — дофинансирование здравоохранения, около 100 млн — дофинансирование образования. То есть, нам дали примерно 500 млн. Дополнительного ресурса, а 550 млн. мы потратили.

1

То есть передаются полномочия, а средства получать ты должен непонятно из каких источников. Перед утверждением бюджета на 2020 год средства на дороги по акцизному налогу хотели забрать в государственный бюджет, потом на областной бюджет и затем распределять. Ну и так же на сегодняшний день дорожный фонд, который распределяется исключительно по распоряжению председателя областной государственной администрации, а не решением сессии областного совета.

Государственное финансирование

На примере нашего города, в течение трех лет ни копейки из дорожного фонда Черкассы не получили. Хотя на область было потрачено 2 млрд. Гривен. Это больше похоже на централизацию. Когда-то, где-то около 30 лет назад, дороги Черкасской были одними из лучших в стране. На сегодняшний день, к сожалению, в Черкасской дороги одни из худших. По крайней мере, как говорит мэр, после Николаевской области.

По мнению Бондаренко, все полномочия в сфере медицины, и все полномочия в сфере образования должны быть исключительно полномочием государства. Например, есть областное управление социальной защиты населения, оно финансируется из бюджета государства. А вот такое же управление Черкасского городского совета должны финансировать мы, хоть наших полномочий там, к сожалению, нет.

2

Через реформу системы здравоохранения идет полное сокращение, в том числе и физиотерапевтических отделений. И в детских больницах, и в детских поликлиниках закрываются физкабинеты. И мы вынуждены после разговора с родителями, после разговора с общиной, в срочном порядке утверждать программу поддержки этих отделений. Потому что и родители, и жители города считают, что эти услуги должны предоставляться. И в том числе, городской совет будет финансировать это из городского бюджета.

Плюсы и минусы децентрализации

В принципе децентрализационных процессы — правильные, но нужно четко распределить ресурсы, которыми общество. И четко распределить полномочия. И только ими руководствоваться. Мэр снова приводит пример: имущество находится в государственной собственности, директора назначает Министерство образования. А полномочия органа местного самоуправления — исключительно платить зарплату. Это половинчатые полномочия, перекладывание исключительно финансовой нагрузки на бюджет общины. Такого много и по всем другим вопросам, которые возникают в процессе децентрализации.

А плюсы в том, что общество, если она самодостаточна, если она имеет те или иные ресурсы, может спокойно сегодня планировать, строить дороги, покупать новую технику, модернизировать систему теплоснабжения и водоснабжения. Большие плюсы, что исключительно депутаты городского совета или другого выхода могут принимать эти решения и могут утверждать план социально-экономического развития на три, на пять лет.

3

Черкассы — это первый город в Украине, приняло план социально-экономического развития на три года. В этом году уже обязательным стало принятие плана на три года. Потому что нельзя планировать на один год — есть переходные объекты, есть объекты, которые просто невозможно построить за один год, есть объекты, которые строятся 3-5 лет.

Победы и провалы Анатолия Бондаренко

Не нужно перетаскивать полномочия, не нужно перетаскивать ресурсы. Нужно один раз и навсегда определить четкие правила игры между Кабмином и органами местного самоуправления. Прежде всего — принять Закон Украины о службе в органах местного самоуправления. Нужно разграничить полномочия государственных служащих и органов местного самоуправления. И они не должны дублироваться, потому что у нас в районах, где районный совет есть, потом председатель райгосадминистрации, аппарат райсовета, которые просто дублируют функции, и просто тратят средства государства.

Некоторые предложения по полномочий префектов, например, остановки любого решения совета или остановки бюджета не являются правильными и нуждаются в доработке, обсуждения и в научной среде, и в общественном. Чтобы префект НЕ дублировал прокурора или какого правоохранителя. В первую очередь чиновник должен думать, как сделать жизнь простого гражданина лучшим.

4

Сегодня команда действующего мэра Бондаренко пятый год работает, и гости из столицы когда приезжают, отмечают, что дороги в городе не хуже, чем в Киеве. На сегодняшний день наш город инфраструктурно в нормальном состоянии: есть модернизированная система теплоснабжения, нормальная система водоснабжения. Мы сейчас провели серьезные восстановительные работы на центральном коллекторе. И можно сказать, что теперь как раз остаются только такие, небольшие изюм — где сделать Черкассы спортивной столицей, где сделать Черкассы культурной столицей. Где сделать наш город не только городом в центральной части Украины, но и центральным городом страны.

Ну и напоследок о рынке земли. По мнению господина Анатолия, к рынку земли в нашей стране не готов никто. Ни владельцы агрохолдингов, ни фермеры. Этот вопрос требует национальной дискуссии и большого обсуждения. Вопрос земли — это очень тонкий вопрос, и, наверное, вопрос национальной безопасности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Изменения в черкасской власти рукой бывшего президента Украины

20 ноября 2018 в Черкассах Порошенко представил нового председателя Черкасской ОГА. Как и говорилось в кулуарах, губернаторское кресло получил председатель областного совета Александр Вельбивец....

Как бунт в Черкассах повлиял на репутацию президента Владимира Зеленского

Черкассы и другие города Украины пошли на открытый конфликт с центром. Отказ выполнять указы президента рискует превратить местное самоуправление в самоуправство, считает Сергей Руденко,...

Черный пиар в Черкассах во время президентских выборов

В Черкасской области во время президентских выборов в 2019 году отмечали большое количество материалов (газеты, листовки, наклейки и т.д.), имеющие признаки возможного «черного пиара»,...

Мнение мэра Черкасс о децентрализации, земельной реформе и городе в целом

Анатолий Бондаренко возглавляет Черкассы уже пятый год подряд и утверждает, что привел в порядок инфраструктурно, а на будущее намерен сделать его спортивной и культурной...

Бунт в Черкассах по примеру истории: непослушание украинской местной власти

Мэра Черкасс Анатолия Бондаренко, отказавшегося отменить решение городского исполкома по смягчению карантина для предпринимателей вопреки решению правительства, поддержали мэры Ивано-Франковска Руслан Марцинкив, Львова Андрей...